Что будет, если девушка готова ради тебя выйти голой на улицу? Что будет, если за ящик коньяка, прямо посреди железнодорожного полотна вырыть окоп, и с него на камеру снимать приближение поезда? Что будет, если пить несколько дней, заочно соревнуясь с личной жизнью бывшей жены?
Фильм «оттепель» — прототипы героев
Москва, 1961 год. Виктор Хрусталев – «киношник», оператор «Мосфильма» идет по жизни легко и смело: женщины, выпивка, творческие планы и дерзания. А впереди идет его репутация – ловелас и бабник, разведен, в работе тип сложный и неуживчивый. Зато в застолье знает толк – перепить его тяжело. Один из таких загулов заканчивается трагически: погибает, выпав из окна, друг Виктора, талантливый сценарист Костя Паршин. Хрусталев – последний, кто видел его живым. Хрусталев, и молодой, начинающий режиссер Егор Мячин — первые, кто прочел его новый сценарий «Осколки», о жизни партизан в годы войны. В память о Косте они задумали снять фильм, и принялись оббивать пороги системы.
Сюжет фильма «оттепель»
Шестидесятые – период оттепели, волнующее время перемен и больших надежд. Пора, когда советское кино заново открывало себя, но в бурном своем развитии находило новые преграды. Из советской жизни никуда не делись доносы и сведения счетов, а всесильные худсоветы не давали дышать новому творческому поколению. Сталин умер, но «не для всех». Книги писались «в стол», фильмы снимались «на полку». Актуальным оставалось искусство узкой направленности: гимны и оды трудовому народу, закаленным массам, за которыми руководящей партии некогда было рассматривать драмы отдельных судеб. Такие картины и клепал удачливый режиссер Федор Кривицкий, пока «производственная травма» по случаю рождения дочери не выбила корифея из колеи. Под угрозой срыва оказались съемки очередной отштампованной комедии – тут-то и попались под руку начальству Мячин и Хрусталев. Сценарий «Осколков» заслонило производство «Девушки и бригадира», судьба их фильма зависела от съемок чужой картины. Хрусталев окунулся в родную стихию операторской работы. Егор Мячин заимел свой первый режиссерский опыт и бесконечную головную боль. Кинопроизводство простенькой агитки о деревне превратилось в суровый творческий экзамен, а окольный путь к мечте привел к множеству других поворотов. Будни съемочной группы, с непременными застольями и любовными коллизиями, вмещали в себя еще и трудоемкий процесс создания кино, мучительный поиск «света в кадре» под недремлющим оком цензуры.
«Оттепель» — это не ностальгия в чистом виде, не попытка провести контексты и параллели, но искренний рассказ о поре «когда мы были молодыми», дань памяти тому поколению, которое так стремилось принести своей стране отчаянную весну. Валерий Тодоровский, как представитель выдающейся творческой династии, имел на это полное право.