Странные вещи происходят с новыми фильмами Квентина Тарантино, причем слово «странный» в данном случае имеет ощутимое негативную окраску. Создается впечатление, будто режиссера поразил профессиональный склероз или, лучше сказать, профессиональная амнезия, из-за которой его покинуло (надеемся, не навсегда) здравая мера — то, что делало ранние работы Тарантино такими гармоничными, где ирония и сарказм искусно уравновешивали грубость и гиперреалистично изображаемое насилие. Именно этого равновесия — тонкой, хрупкой, время «на грани фола» — не хватает новым работам режиссера. А когда отсутствует равновесие, начинаются крайности.
Фильмография Квентина Тарантино
Говоря о фильме «Джанго освобожденный», невозможно избежать сравнений с «Бесславными ублюдками» трехлетней давности. Действительно, количество аналогий и совпадений прямо-таки зашкаливает. Имеем очередной фильм-месть со извергами-плантаторами вместо фашистов, с Джанго вместо Шошанны в роли народного мстителя, с хорошим героем Кристофа Вальца вместо злого и обязательным, для кассовости, присутствием голливудской звезды первой величины (Лео ДиКаприо вместо Брэда Питта). В итоге эта «перестановка слагаемых» ничего не изменила, более того, вслед за подборкой типажей с «уродами» в «Джанго» перекочевали практически все слабые места: затянутость отдельных сцен, «резиновость» диалогов, неисчерпаемые (и не подкреплены, как это бывало раньше, тонким юмором) реки, моря, океаны крови, на вид которой любители попкорна в кинотеатрах начинают усиленно жевать. Наконец, самым заметным аналогии между «Джанго» и «Ублюдками» является нетипичная для раннего Тарантино моралистика, которая чем дальше, тем больше приобретает невыгодного с любой точки зрения политической окраски.
Разобравшись с нацистами, Тарантино решил затронуть в своем фильме довольно болезненную (по крайней мере, для США) тему непростых отношений белых и черных, в частности — тот промежуток времени, когда черные в Америке были, за редким исключением, чем-то вроде скота. Странно выглядит сама идея смотреть фильмы онлайн бесплатно поскольку тема расизма в крупнейшей в мире демократической стране официально закрыта, а белые с черными (опять же, официально) имеют равные права и возможности для осуществления американской мечты. И вот, вдруг, в условиях типичного для штатов начала XXI века всеобъемлющего политкорректного пафоса и показательной толерантности, виходить фильм, где все без исключения белые герои умирают, а в живых остаются «ниггер» (на языке оригинала) и его не менее чернокожая подружка!
Что это? Неужели белым американцам (а Тарантино — белый американец) пор стыдно за прошлое? Не слишком это тривиальная история о борьбе добра со злом похожа на оправдание? Кому нужно это бесконечно, будто мантра, повторяющееся на протяжении фильма слово «ниггер»? Чьи чувства оно призвано задеть? Черных, для которых это слово давно потеряло расовый оттенок, превратившись в нейтрально-бранное или белых, которых, судя по фильму, оно до сих пор смущает?
Это первое, о чем хочется спросить Тарантино после просмотра. Второй вопрос — какой реакции ожидает режиссер от неамериканских публики, решив обыграть столь специфическую, сугубо внутреннее, американскую проблематику. Какой месседж должен вынести в результате пересмотра «Джанго» неамериканский зритель? Если это просто красивая картинка (а она действительно красивая), то не мало ли этого для того, чтобы фильм справедливо можно было назвать классным? Нужно нечто большее, чем просто картинка, иначе фильм с легкостью превращается в комикс для подростков. Вообще, зацикленность на себе и своих проблемах характерна болезнью американского общества в целом и массового кинематографа в частности. Не хочется, чтобы один из лучших режиссеров современности ее подцепил.