В конце 50-х годов в рисованное кино Чехословакии приходит еще несколько талантливых художников. Один из них, Франтишек Выстрчил, прославился своим фильмом «За место под солнцем» (1959), в котором он выступает как режиссер, сценарист и художник. В фильме в условном стиле набросанных несколькими штрихами карикатур изображена борьба двух рисованных человечков, тщетно пытающихся вытеснить друг друга из солнечного круга на Земле. Распространенный в мультипликации прием буквально понятой метафоры помогает создать емкий, многозначный образ, в который вписывается и тема человеческой дружбы, и проблема мирного сосуществования. В том же стиле лаконичной рисованной карикатуры создает свои фильмы и Владимир Легкий. Его аллегорические миниатюры-гротески «Паразит» (1958) и «Три человечка» (1959) высмеивают лентяев и тунеядцев, готовых поживиться за чужой счет. В 1961 году он ставит антивоенный фильм «Железная шляпа», разоблачающий гитлеризм.
Рисованые мультфильмы Йозефа Кабрта
Несколько иной, повествовательно-фельетонный характер носят фильмы Йозефа Кабрта. Он ставит «Историю супружества» (1963) — юмористическое, пронизанное иронией «научное обозрение» семейных отношений с древнейших времен до наших дней; фильм «Смех» (1964), в котором, остроумно высмеивая наукообразие, рассматривает различные формы и «категории» смеха и его роль в жизни общества. Кабрт обращается также к литературным сюжетам, экранизирует сказки Ярослава Гашека, Оскара Уайльда и других авторов. В конце 60-х — начале 70-х годов он вместе с французским режиссером Рене Лалу и большой группой чехословацких художников осуществляет дерзкий замысел — работает над полнометражным рисованным фильмом «Дикая планета» (по роману писателя-фантаста Стефана Вулля), с большим успехом, прошедшим по экранам многих стран мира, а затем экранизирует, создав получасовой рисованный фильм, «Одиссею» Гомера.
В конце 50-х годов дебютирует в режиссуре и другой чрезвычайно активный в своих творческих исканиях мастер — Зденек Сметана, с самого основания студии работавший художником-мультипликатором. Именно он был одушевителем сцены рок-н-ролла, который Ева отплясывает с дьяволом в «Сотворении мира» Эдуарда Гофмана.